МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

РУССКАЯ ГЕФСИМАНИЯ

 


ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ О ХРАМЕ МАРИИ МАГДАЛИНЫ

Православный Храм святой равноапостольной Марии Магдалины с его типично русскими луковичными куполами давно уже стал неотьемлемой частью иерусалимского пейзажа, одной из визитных карточек Святого Града, хотя по возрасту он гораздо моложе большинства местных святынь.

Участок земли для строительства храма на западном склоне Елеонской горы был приобретен в собственность Российской Императорской семьи после того, как город в 1881 году посетили великие князья Сергей и Павел Александровичи. Они желали увековечить память своей рано умершей матери, императрицы Марии Александровны, которая содействовала укреплению православной миссии на Святой Земле.

«По высочайшему манию есть теперь у России своя в Иерусалиме Гефсимания – небольшая местность при подошве горы Елеонской, купленная их Величествами, Вел. Князьями Сергием и Павлом Александровичами, в бытность их здесь в 1881 году. Христолюбивейшие высокие паломники, справлявшие здесь годины в Бозе почившей благочестивейшей родительницы своей, решились в память великой христолюбицы выстроить церковь на приобретенном ими месте во имя равноап.мироносицы Марии Магдалины, тезоименной почившей Государыне» - писал тогдашний начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, архимандрит Антонин Капустин в редакцию журнала “Церковный вестник” (№ 14, 1885)

21 января 1885 года Иерусалимский патриарх Никодим, в сослужении начальника архимандрита Антонина (Капустина) и многочисленного греческого и русского духовенства благослoвил закладку в русской Гефсимании церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины.

Проект церкви в русском стиле и утвари для нее составлен профессором Императорской академии художеств, архитектором Д.И. Гриммом. На месте постройкой руководили иерусалимские архитекторы – первоначально Конрад Шик, а затем Георгиа Франгиа. Содействовали также два итальянских архитектора, возводившие незадолго до этого колокольню и русский храм Вознесения на вершине Елеона - Антонио Лонгодорно и Иоанн Баптист Бизелли. Надзор за всеми работами был поручен архимандриту Антонину.

Храм возводился на средства Царской семьи. Члены ее способствовали и украшению храма, жертвуя иконы, ковры, драгоценные предметы церковной утвари. Организации работ во многом помогало созданное в мае 1882 года Православное Палестинское общество, первым председателем которого стал великий князь Сергей Александрович.

Строительство длилось без малого четыре года. Дерево, металлы и отделочные материалы везли из далекой России - морским путем, в главный на тот момент палестинский порт Яффо на Средиземном море, и оттуда уже с оказией в Иерусалим. Хотя расстояние между Яффо и Иерусалимом не превышает 70 километров, оказии по доставке материалов иногда затягивались на недели и месяцы. Но основной строительный материал – иерусалимский камень – доставлялся на стройку бесперебойно.

Церковь сооружена из нескольких видов иерусалимского камня, использованного некогда и при возведении храма Воскресения Господня, Вифлеемской базилики, греческого монастыря св. Авраама, Нового Патриаршего базара, Русского консульского дома, и большинства зданий в Иерусалиме и его окрестностях. Постройка настолько прочная, что ее не коснулось землетрясение 1927 года, причинившее много бед Иерусалиму - легкий, как бы воздушный верх здания крепко сидит на массивном и со всех сторон укрепленном основании, приспособленном к сейсмическим особенностям гористой местности.

Храм однопрестольный, пятиглавый. Занимая площадь в 192 кв. метра, в высоту он доходит до 30 метров и вмещает до 500 молящихся.



Над главным входом в церковь мозаика, изображающая равноапостольную Марию Магдалину (работы венецианца Сальвиотти по рисунку проф. М.Н. Васильева). Над алтарем большое художественное полотно Сергея Иванова “Мария Магдалина перeд римским императором Тиверием”. В храме иконы–копии с известных произведений русской церковной живописи Исаакиевского собора.

Иконы алтаря принадлежат кисти известного русского художника Василия Верещагина, автора иконостасов храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора Киево-Печерской лавры, создателя множества живописных полотен на библейские сюжеты. Также в росписи интерьеров гефсиманского храма участвовали художники М.Н. Васильев, А.И. Корзухин, П.П. Соколов, П.С. Сорокин, С.И. Иванов. Мраморные работы выполнил Крутиков, цинково–бронзовые – Трусов, железные – Винклер, серебряные – Овчинников, мельхиоровые – Фраже, столярно–ручные и позолотные – Прокуда, бронзовые – Хлебников, по части риз – Живержеев. Отлитые в России шесть колоколов храмовой колокольни были выстроены в минорный аккорд протоиереем из г. Ростова Ярославской губернии Аристархом Израилевым.

В алтаре на престоле темно–красный антиминс, обшитый илитоном. Таков обычай во всех палестинских церквах с антиминсами патриаршего освящения. Кроме обычных изображений на них обязательно есть изображение Кувуклии – часовни над Гробом Господним.

Освящение новой русской церкви в Иерусалиме состоялось 1/14 октября 1888 года, на праздник Покрова Богородицы; церемония была приурочена к путешествию по Ближнему Востоку Великих князей Сергея и Павла Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. Посетив в конце сентября Константинополь, Бейрут, Дамаск и святые места на севере Палестины, они прибыли в Иерусалим в канун праздника Покрова.

Открыть галерею

Открыть галерею


HotLog